НУЖНЫ ЛИ НАМ БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ? Более века назад, когда ботаники и зоологи в полевых условиях собирали образцы растений и животных, они и представить себе не могли, что однажды ученые из собранных ими материалов смогут извлечь ДНК, чтобы понять, выстроить, уточнить классификации, связи и взаимоотношения живых организмов. Они и подумать не могли, что в один прекрасный день их коллекции помогут пролить свет на последствия глобального изменения климата, или на появление и распространение патогенов, причины вымирания земноводных, управляемых грибами, или повлиять на эффективность политики, направленной на сокращение загрязнения и охрану окружающей среды. «И тот факт, что они не могли предвидеть появление принципиально новых методов исследований, наглядно демонстрирует нам причину того, что коллекции должны быть обязательно сохранены для будущих поколений», - заявила Эмили Мейнеке (Emily Meineke), научный сотрудник лаборатории, возглавляемой Чарльзом Дэвисом (Charles Davis), профессором эволюционной биологии и директором Гарвардского гербария. «Мы понятия не имеем, какие технологии научных исследований будут доступны нам через двести лет и для чего понадобятся собранные образцы, - сказала она. - Они содержат множество скрытых, пока недоступных нашему пониманию данных, что является основанием для хранения и обеспечения сохранности коллекций». Эти аргументы привели Э. Мейнеке, Ч. Девис (Гарвардский университет), Т. Джонатан Дэвис (Университет Британской Колумбии) и Барнабас Дару (Техасский университет) в статье, опубликованной в специальном выпуске журнала Philosophical Transactions B. Все четверо выступали в качестве соредакторов этого выпуска, посвященного новым способам исследования биологических коллекций по всему миру, и необходимости их сохранения. «Основная тема выпуска - использование музейных коллекций для понимания глобальных изменений, происходящих в биосфере, - пояснила Э. Мейнеке. - Идея состоит в том, что в настоящее время постоянно растет число исследований музейных образцов с применением современных методов для решения новых проблем. И в этом аспекте мы пока еще находимся на вершине айсберга. К тому же, хранящиеся в музеях коллекции фактически являются летописью антропоцена, что крайне важно для всех биологов». В качестве примера в одной из статей этого выпуска Барнабас Дару (Barnabas Daru), доцент Техасского университета, описал новый метод изучения микробного разнообразия на образцах из музейных коллекций. "Все чаще признается, что микробиомы могут влиять на ключевые аспекты биологии растений, но мы так мало знаем об историческом аспекте распределения микробов, связанных с растениями", - объяснил Дару. "Это ограничивает наше понимание того, как микробное разнообразие реагирует на глобальные изменения. Гербарные записи - это недостаточно используемый ресурс, который обещает помочь нам понять, как микробные сообщества реагируют на быстрые изменения климата, вызываемые деятельности человека. Эти растительные микробы играют ключевую роль в жизни растений, включая стимулирование их роста и защиту от травоядных». Однако, не смотря на высокую ценность для науки, музейные коллекции находятся под угрозой по ряду причин. Так в начале сентября 2018 года пожар в национальном музее Бразилии в Рио-де-Жанейро уничтожил миллионы единиц хранения. Трагедии можно было избежать, если бы предложенный ранее проект реорганизации музея удалось осуществить. Сотрудники музея ранее неоднократно жаловались на сокращения финансирования и ветшающее здание музея. В 2017 году бюджетные проблемы вынудили университет Луизианы в Монро (США) объявить о планах избавиться от миллионов образцов рыб и растений, если не будет найдено новое здание для их хранения. Десятки научных учреждений активизировались, чтобы предотвратить уничтожение этих коллекций. Э. Мейнеке отметила, что оба случая указывают на проблемы с хранением биологических образцов. "Конечно, в эпоху цифровых технологий мы можем сделать снимки образца и транскрибировать его метаданные о том, где и когда он был собран, то есть получить его некий онлайн-образ, что дает возможность музеям высвободить площади и использовать деньги, выделяемые на поддержание колллекций, для иных целей. Когда же происходит что - то вроде трагедии в Бразилии, кажется, что иметь цифровые изображения образцов хорошо, потому что создается иллюзия, что они у вас еще есть. Но оцифровка не сохраняет ДНК или какие-то сложные морфологические характеристики организмов. Поэтому мы убеждены в главенствующей роли физического образца как вещи, на которой нужно сосредоточить все свое внимание и обязательно ее сохранить». Работа с биологическими коллекциями не всегда проста, сказала Э. Мейнеке. Она требует понимания и преодоления предубеждений против коллекционеров, обеспечения надлежащего покрытия во времени и пространстве и многое другое. Но и «награда будет велика». Ведь помимо вопрпосов, на которые ученым помогают ответить коллекции, важной является и эмоциональная составляющая – возможность лично прикоснуться с редкими экземплярами, отметила Э. Мейнеке. "Для человека как одного из биологических видов Земли, музейные коллекции – это история эволюции и запись потерь. Полагаю, что если мы избавимся от этих коллекций, каждый лично почувствуете утрату. Поэтому я думаю, что меньшее, что мы можем сделать, это сохранить эти предметы», - сказала она. "Музеи - одна из наших лучших возможностей для понимания биотических изменений в антропоцене", - сказал Ч. Дэвис. - И люди действительно начинают обращать внимание на эти сокровища. Для меня самой волноющей является необходимость и возможность сделать эти ресурсы доступными для мира, что может помочь уменьшению академических, экономических и социальных барьеров». https://www.eurekalert.org/pub_releases/2018-11/hu-cc.. http://rstb.royalsocietypublishing.org/content/374/1763 #Entomon #Энтомология #Коллекции #Насекомые #Музеи